ГЛАВА VIII — ПОДДЕЛЬНЫЕ КАРТЫ.

§1. ПОДРЕЗАННЫЕ КАРТЫ.¹

Подрезанные карты были одним из основных методов обмана прошлого столетия. Этот трюк, в тот период, был известен лишь знатокам высокого уровня, и с ним они преуспели в обмане большого числа людей.
Это сейчас они в основном используются в кабаках, постольку это такая явная и осязаемая уловка, что не может быть не обнаружена более образованными людьми чем те, кто посещает данные места.
Истинный смысл «подрезанных» карт в том, что они с одного конца шире, чем с другого, как на рисунке 17.

Рис. 17.

Чтобы сделать это, грек, вооружившись ножницами, подрезает стороны каждой карты, начиная с миллиметра и, постепенно, нисходя на нет.
Все карты одинаково срезаются с одного конца, так что если карую-либо из них перевернуть, то она будет с одного конца уже остальных на два миллиметра, и ее можно будет легко обнаружить грекам, как бы тщательно карты не были перетасованы.
Что работает с одной картой, может выполнятся и с другими. Так, если, например, грек разместил все фигурные карты в одну сторону, а простые в другую, он может, чувствуя карты при подснятии, снять на фигурной карте или нет, как он пожелает.
Я дал это просто как пример, поскольку подрезанные карты могут быть использованы многими другими способами. Некоторые греки используют карты срезанные с обоих сторон, в противоположные стороны: это та же вещь но в другой форме.
Например, карты представленные ниже срезаны так, что края немного выпуклы, как на рисунке 18, а другие вогнутые, как на рисунке 19.

карты баченки
Рис. 18.
карты обрезаные
Рис. 19.

Результат от этих карт получается тот же, что и от предыдущих, с той лишь разницей, что последние дают больше шансов для обмана.
Чем более искусен шулер, тем меньше подрезание карт требуется для него. В действительности, я наблюдал карты так мало подрезанные, что потребовалось величайшее внимание, для его обнаружения.

§2. ИСПАЧКАНАЯ ИЛИ ЗАПЯТНАННАЯ КАРТА.
Когда белые карты не высшего качества, многие из них немного испачканы или запятнаны. То есть, чистота белого варьируется. Это несовершенство происходит от плохого качества картона из которого они произведены.
По этим легким затемнениям, грек может, после просматривания их в течении краткого времени, распознать большинство из карт.
Если на них нет изъянов или пятен, грек придумывает как присвоить им некие отличия, которые он сможет распознавать. Для этого он слегка потирает тканью обработанной графитом те карты, которые желает позже узнавать.
Люди, с которыми грек играет, даже будучи осведомлены об уловке, вряд ли могут обнаружить метку. Требуется острый, рысий глаз шулера для различения слабых оттенков.
Мы также должны заметить, что все греки имею свои конкретные способности. Тот, кто обладает отличным зрением и чувствительностью рук, будет использовать маркированные карты. Другой, по отличным причинам, будет прибегать к ловкости рук.

§3. ЛИПКИЕ И СКОЛЬЗКИЕ КАРТЫ.

Выше было описано, что грек всегда готов получить пользу от малейших различий в картах. Но, вот что мои читатели едва найдут заслуживающим доверия, так это то, что даже колода новых карт, впервые вынутая из упаковки, дает ему средства и признаки для отличия фигурных карт от простых. Эта уловка наиболее реальна, когда карты хранились в сухом месте.
Грек, при сдаче, давит левым большим пальцем на карты, как бы для отделения верхней, и выталкивания ее в направлении правой руки. Если карты влажные, простые скользят легче, чем фигурные.
Причина в следующем:
При производстве фигурных карт, для придания яркости их цветам, используется гуммиарабик. Данное вещество легко реагирует на сырость, и становится немного липким. Это причина, по которой они не скользят также легко, как другие.
Шулера высокого класса имеют привычку часто применять этот трюк, который они выполняют с чувствительностью прикосновения поразительной утонченности.
Греки низкого уровня обязаны сами готовить колоды заблаговременно, для чего они слегка трут фигурные карты мылом, а простые очень мелкой канифолью.

§4. СКОШЕННЫЕ КАРТЫ.

Однажды, некий следователь попросил меня проверить несколько колод карт, которые были захвачены в игорном доме, и большинство из которых использовалось для игры двадцать одно.
Я уступил этой просьбе, и лишь благодаря своим познаниям в механике, был способен раскрыть трюк, с помощью которого банкомет игрового стола мог различать, при сдаче, какую карту он берет сверху колоды — выше или ниже десятки.
Все фигурные карты и тузы были подрезаны под углом сверху, лишь для малейшего нарушения прямизны, как на рисунке 20, но гораздо меньше в реальности, чем показано здесь.

Рис. 20.

Для обнаружения этого малейшего изменения требуется самый натренированный глаз, но, как бы мало оно не было, его достаточно для шулера. Согласно этому указателю, он как может брать верхнюю карту, если это ему выгодно, так сдавать нижнюю, с помощью «филирования». Этим же способом он может, под конец сдачи, оставить себе карту какую требуется.

§5. НАКОЛОТЫЕ КАРТЫ.

Эта маркировка делается греком для различения важных карт.
Кончиком иглы, немного затупленной, он колет карту в углу со стороны лица, так, чтобы создать небольшой бугорок на стороне рубашки.
Некоторые греки усовершенствовали данную уловку, расклеивая угол и надавливая из середины картона, с последующим обратным склеиванием их. В этом случае, ничего не будет видно снаружи карт кроме небольшого бугорка, который, даже будучи замеченным, может быть объяснен как дефект картона.
Другие, еще более искусные, вместо создания меток сверху, делают их снизу, и сделанная таким образом метка полностью скрывается рисунком, и может быть обнаружена только прикосновением.

§6. НАСЕЧКА КАРТ.

Эта уловка очень похожа на предыдущую, с одним исключением, что она выполняется перед глазами жертвы.
Каждый раз, когда карта могущая принести пользу в игре, приходит в руки греку, он делает небольшую насечку ногтем по краю. Эта метка легко им осязается в будущем.
Надо признать, что греки, являющиеся адептами этой уловки, обладают удивительной утонченностью прикосновения, для сохранения которой они всегда носят перчатки, когда не играют в карты. Некоторые из них даже натирают кончики пальцев пемзой, или смачивают их определенной кислотой, что дает потрясающую чувствительность коже.

§7. ПОДГИБАНИЕ КАРТ.

Данная метка, или подгибание, также выполняется во время игры.
Когда грек замечает какую-либо карту, которая подойдет ему для выполнения хитрости в игре, он делает, в нижнем левом углу, небольшую складку или сгиб внутрь.
Это изменение, будучи даже таким минимальным, производит некий блеска на карте, который немедленно обнаруживается греком.
Этот трюк, в основном, применяется при обмане в игре пикет. Грек таким образом помечает всех тузов и высшие карты в какой-либо масти.
С определенным искусством ловкости рук, которое я до этого описывал, он может так распределить все или часть карт в руке, что никакая игра его соперников, какой бы хорошей она не была, не сможет противостоять ему.

§8. ФИГУРНЫЕ ИЛИ КЛЕТЧАТЫЕ РУБАШКИ.

Так часто бывает, что в колоде игральных карт, рубашка которых оформлена в виде фигур или рисунка, этот орнамент не полностью идентичен во всех точках.
Если вглядеться внимательно, можно увидеть, что рисунок не всегда находится на одинаковом расстоянии от краев карты. Сами производители и игроки в общей массе, мало обращают внимания на эти неточности, но грек оборачивает их себе на пользу, и делает пригодными для своих уловок.
Когда карты, со временем, пройдут два или три круга по рукам, он может различать большинство из них. Часто шулера сами изготавливают свои собственные карты, и потому могут разработать и разместить свою систему, какую пожелают.
Например, предположим, что дизайн рубашки состоит из серии ромбов, помещенных рядом друг с другом. Грек так располагает их, что на краю карты у туза ромб будет целым. Далее, по отношению к краю, ромб на половину срезан у дамы, на четверть у туза, и на три четверти у вольта.
Аналогичным образом, на верхнем краю карты, ромбы, также подогнанные, определят пики, черви, трефы или бубны, и также покажут важные карты для игры в пикет.
Все это будет выглядеть как воля случая, и никто не сможет утверждать, что здесь было какое-то мошенничество.

§9. МЕЧЕНЫЕ ИЛИ КРАПЛЕНЫЕ КАРТЫ.
Данная хитрость маркировки карт, равна самым остроумным сокращениям используемым в стенографии, поскольку здесь, с помощью единственной точки, может быть определена любая из тридцати двух карт для игры в пикет.
Представим себе, для примера, дизайн рубашки состоящий из пятен, или неких других фигур, расположенных симметрично, как это обычно для такого типа покрытия. Например, как на рисунке 21.

Рис. 21.

Первое крупное пятно, начиная с верху карты с левой стороны, будет представлять черви, второе, по нисходящей, бубны, третье — трефы и четвертое — пики.
Теперь, если рядом с любым таким пятном добавить небольшую точку, это немедленно даст нам подсказку о том, с какой картой мы имеем дело.
Метка должна быть помещена на месте представленной точки, как показано на рисунке 22 снизу, так, что будучи помещенной сверху, покажет нам туза, продвигаясь далее по часовой стрелке, следующая точка будет королем, третья точка дамой, четвертая валетом, и так далее до семерки.

Рис. 22.

Совершенно ясно, что одной единственной точкой на рисунке 21, которая добавлена к третьему крупному пятну, будет (согласно правилу, которое я описал) помечена восьмерка треф.
После этих объяснений, как я чувствую, мой читатель уже решил никогда более не играть с картами имеющими на рубашке фигуры.
— Если уж существует такая плутня,— восклицает он,— я возьму за правило больше никогда не играть картами, кроме как с абсолютно чистой рубашкой.
К сожалению, даже они могут быть подделаны, как я уже говорил об испачканных картах. Но сейчас я приведу и другое доказательство.
В 1849 году, мсье Б…, судья Уголовного Суда Сены, попросил меня проверить сто пятьдесят колод карт, которые были предположительно подделаны.
Они были взяты у человека, чья прошлая жизнь была далека от чистоты, наблюдавшейся у рубашек его карт.
И действительно, все карты были абсолютно белыми, и до сих пор проходили самую тщательную проверку.
Было невозможно, даже для самого тренированного глаза, обнаружить, чтобы они были изменены или помечены каким-либо способом, и они все казались, благодаря своему качеству, внушающими доверие.
Я потратил почти две недели на расследования (не только простым глазом, но вооруженный прекрасной лупой) тела карт, формы и самых незаметных оттенков, каждой из этих ста пятидесяти колод карт. Я ничего не смог обнаружить, и утомленный работой, я готов был подтвердить мнение экспертов которые их ранее проверяли.
— Решительно ничего нет в этих картах,— произнес я однажды вечером, с ноткой обиды, бросив колоду от себя через стол.
В тот же момент, на глянцевой стороне одной из карт, близко к одному из углов, мне показалось, что я увидел тусклое пятнышко, которая ранее мной была незамечено. Я приблизился и оно исчезло. Как ни странно это говорить, но по мере удаления оно вновь возникало.
— Кажется мне повезло,— вскрикнул я громко с энтузиазмом.
— Теперь я вижу, что это такое. Все понятно. Это и есть метка!И, следуя правилам применяемым шулерами, как я убедился, на каждой карте было такое же пятнышко, которая располагалась в разных местах, была отчетливым знаком карты и масти. Следующей задачей было разобраться, как данная вещь делается.
Мы должны представить, что карта разделена на восемь вертикальных полос, и на четыре горизонтальных, как на рисунке 23. Первые укажут величину карты, вторые масть. Метка помещается там, где оба деления пересекаются друг с другом. Только что описанное, это способ, которым выполняется жульничество, а практика делает остальное.
Я должен пропустить способ, которым данная мистическая маркировка делается на картах. Объект моей работы, как я ранее писал не один раз, раскрыть плутовство шулеров, а не показать как оно выполняется. Достаточно сказать, что при близком рассмотрении, эти пятна не видны, а при взгляде издалека, отражение яркого света делает карту блестящей, оставляя тусклое пятно.
На первый взгляд может показаться трудным заданием отличие одной карты от другой, по единственной точке на ее рубашке. Однако, если мои читатели поймут то, что я сказал им, и посмотрят на пример данный на рисунке 23, они увидят, что точка не принадлежит ни второму ни четвертому перпендикулярным делениям, и тем же способом, они обнаружат, что точка на уровне второго горизонтального деления, и потому представляет из себя бубновую даму.

Рис. 23

Из всего этого очевидно, что мошенник играет и ставит, я не скажу на свою честь, но на свою свободу, против фортуны, и что, в следствии важности этой ставки, он должен посвятить самое серьезное внимание искусству, от которого зависит все его будущее.


¹В отечественной литературе того времени подобные карты назывались клиновыми. В 1878 году, при переводе книги «Современная Магия», данные карты были ошибочно названы конусными. Во французском термине biseautées нет никакого намека на конусность. Этот намек появился в английском эквиваленте tapering (taper — конусообразная свеча англ.) примененном Льюисом Анджело, что и использовал неграмотный переводчик его книги на русский.Карты на рисунках 18 и 19 назывались боченковыми. (Прим. перев.)