Нарды, вероятно, являются самой быстрорастущей азартной игрой в стране. Это также самая быстрорастущая область профессионального шулерства. В последние годы несколько профессиональных шулеров, игравших в крэпс, с которыми я знаком, перешли на нарды. Причины просты: нарды привлекают очень состоятельную публику, на которую легко охотиться; игроки в нарды даже более наивны в вопросах жульничества, чем игроки в крэпс; а правила игры как будто специально созданы для мошенничества. Три аспекта правил и практики игры в нарды делают её особенно уязвимой для жульничества: во-первых, кости бросаются из стакана; во-вторых, у каждого игрока свой собственный стакан и свои кости; и в-третьих, в игре используется удваивающий кубик.
Рассмотрим следующее утверждение: «Преимущество использования стакана в том, что когда кости встряхиваются, а затем выбрасываются из стакана, трудно усомниться в честности броска; если же кости бросаются рукой, то возникают — и иногда вполне обоснованно — подозрения. Я, например, никогда не играю в незнакомом месте без стакана». Эта цитата взята из книги Backgammon for Blood (Нарды на кровь) Брюса Бекера, популярной книги по данной теме. Если вы играете в нарды на деньги, я настоятельно рекомендую вам вернуться и перечитать раздел о барных играх с костями, посвящённый фальшивым броскам и устройствам для удержания костей.
Каждый из этих трюков с кубиками применяется и сегодня, чтобы жульничать в нардах. При таких советах, которые предлагаются игрокам от авторитетов по игре, неудивительно, что профессиональные карточные шулеры тянутся к нардам как акулы к истекающему кровью телу?
ЕЩЁ ПРИЁМЫ СО СТАКАНОМ
Хотя все приёмы со стаканом применяются и в нардах, шулеры предпочитают те из них, при которых контролируемая кость находится внутри стакана, а не удерживается снаружи стакана или зажимается в ладони, опирающейся на стол. Это связано с тем, что опытный игрок может заметить разницу в звуке, когда в стакане катается только одна кость. Если контролируемая кость зажата пальцами у края стакана, другая, свободная кость всё равно будет ударяться о неё и издавать характерный звук. (Разумеется, в играх с пятью костями, как в барных играх, это не так важно.) Именно поэтому так важно использовать прозрачный стакан при игре в нарды. Тогда шулер не сможет управлять костью, находящейся внутри стакана, и если он будет держать кость вне стакана, вы сможете заметить это, если будете внимательно прислушиваться.
Однако есть один приём, который даёт шулеру лучшее из обоих миров. Он даёт нужный звук и превосходит даже прозрачный стакан. Шулер берёт пустой стакан одной рукой так, чтобы пальцы закрывали его устье. Затем он берёт одну кость, зажимает её между указательным и средним пальцами другой руки и кладёт в стакан. Он делает вид, будто то же самое делает и со второй костью, но на самом деле, вместо того чтобы бросить её в стакан, он оставляет её зажатой между пальцами, прижимая её к наружному краю стакана. Эта кость на самом деле находится снаружи стакана, между ободком и пальцами, закрывающими устье. Однако соперник этого не видит, потому что шулер держит стакан наклонённым вперёд, показывая только тыльную сторону пальцев.
Затем стакан трясут вперёд-назад, и свободная кость внутри бьётся о стенки стакана и об «наружную» кость. Это имитирует звук двух костей, находящихся внутри стакана. Когда кости «выбрасываются», шулер кладёт первую кость на стол пальцами (естественно, нужное число смотрит вверх) и сразу вслед за этим бросает вторую кость, чтобы она слегка ударилась о первую и закрутилась — но не слишком сильно, чтобы не перевернуть первую.
Соперник может заметить, что первая кость не вылетела из стакана, потому что её выброс был заблокирован пальцами шулера. Кто-то, сидящий сбоку, может увидеть этот приём, но это лишь подчёркивает ещё одно преимущество нард как игры для мошенничества: шулеру нужно обмануть всего одного человека, а это гораздо легче, чем обмануть всю толпу, как это часто бывает в крэпсе.
На самом деле шулер может контролировать обе кости, если кости достаточно большие, а стакан — достаточно маленький. Он кладёт две кости в стакан, одну поверх другой, причём желаемые значения повёрнуты от стенки стакана. Затем он трясёт стакан, но не слишком сильно. Он встряхивает его вперёд-назад ровно настолько, чтобы кости слегка скользнули между дном стакана и рукой, закрывающей его сверху, но довольно мягко — так, чтобы кости не перевернулись. Именно поэтому шулеры предпочитают использовать большие кости — ими проще управлять и труднее перевернуть при встряхивании. В конце концов, он выскальзывает кости на стол как фигурист на гладкий лёд, при этом нужные значения всё ещё остаются сверху. Иногда он может даже бросить кости о край доски, чтобы добавить зрелищности, но это не приведёт к перевороту кости; в лучшем случае это создаст лёгкое вращение, которое усилит иллюзию. Вы можете распознать этот трюк по нежному покачиванию стакана.
К этому моменту вы, возможно, подумали, что лучше всего вообще отказаться от стакана и бросать кости рукой. Прежде чем вы сделаете это, вам стоит перечитать раздел этой книги, где описываются безстаканные броски: бросок скольжения, подброс, бросок «грек» и другие. Вывод не в том, чтобы избавиться от стакана, а в том, чтобы настаивать на его правильном использовании, исключающем возможность трюков. Требуйте, чтобы стакан держался на высоте минимум полметра над столом при выбросе костей, как это и рекомендуется. Не позволяйте сопернику опускать устье стакана ниже уровня стола. Обязательно следите за тем, чтобы обе кости падали свободно в воздухе на протяжении нескольких дюймов. Используйте прозрачный стакан и настаивайте на этом «свободном падении».
Во время финальной фазы партии игроки обычно стараются выбросить как можно больше высоких чисел и, конечно же, как можно больше даблов (дублей). Некоторые шулеры достигают этого, переходя к игре четырьмя–пятью–шестью костями, выбирая из них подходящие значения. Эти кости гарантируют, что выпадут только высокие числа, и что даблы будут выпадать примерно в треть случаев. Я уже упоминал, что даблы в обычных играх на кости редки, и это причина, по которой шулеры предпочитают отбирать нужные кости заранее и использовать их, пока соперник не смотрит. В нардах эта проблема особенно остра, так как у каждого игрока — свои собственные кости и стакан.
НАРДЫ И JUICE JOINT
«Juice joint» (букв. «точка с соком») используется и в нардах — очень просто, но при этом изобретательно. Кости модифицированы (gaffed), то есть снабжены металлическими вставками, как это уже описывалось ранее, так что при прокате по магнитному полю они будут показывать 6-6. Магнитное поле в данном случае создаётся не электромагнитом, а небольшим, но мощным магнитом, прикреплённым к бедру шулера, под штанами, чуть выше колена. Когда шулер хочет включить «сок» (juice), он поднимает колено под стол, прижимая магнит к нижней стороне столешницы. Если кости прокатятся по этой области стола — выпадет 6-6.
Шулер в нардах будет использовать магнитные кости только в нужный момент, например, в финале партии. Остальную часть игры он будет пользоваться обычными костями, которыми он либо бросает честно, либо управляет при помощи приёмов со стаканом, описанных ранее. С магнитными костями это просто: пока магнит удалён от стола, они ведут себя как обычные. Но стоит шулеру прижать колено к столу, и кости «волшебным образом» становятся шулерскими. Однако в случае с топовыми костями (заготовленными с заранее выставленными значениями), их нужно подменить и убрать после завершения игры.
ПОДМЕНА КОСТЕЙ
Это может быть сделано с помощью трюка с большим пальцем. Шулер поднимает шулерские кости с колен и прячет их в согнутых пальцах руки. Затем он берёт обычные кости и делает вид, что бросает их в стакан. На деле же пальцы удерживают шулерские кости, а обычные кости остаются в руке. Потом он может той же рукой закрыть устье стакана и потрясти, при этом шулерская кость остаётся спрятанной сбоку стакана или сбрасывается обратно на колени.
Другой способ — трюк с ладонью. В этом случае подменённые кости зажимаются между основанием большого пальца и краем ладони, в то время как обычные кости сбрасываются в стакан. Затем шулер держит стакан обеими руками, как будто собирается трясти его. Одна рука закрывает устье стакана, другая — основание. Это полностью скрывает шулерскую кость от взгляда. После этого подмена повторяется в обратном порядке, чтобы убрать шулерские кости и оставить в игре обычные.
Кости, используемые в нардах, как правило, меньше, чем в крэпсе, а это делает такие подмены ещё проще.
Стакан «Бабочка» (The Butterfly Cup)
Альтернативно, кости могут быть подменены с помощью стакана-бабочки. Это специально модифицированный (gaffed) стакан, который производит подмену механически, без каких-либо фокусов или ловкости рук. Типичная конструкция качественного кожаного стакана — это цилиндр с изогнутой крышкой, пришитой с одной стороны, чтобы герметично его закрывать.
Внутри крышки стакана-бабочки находятся два отсека, каждый из которых достаточно велик, чтобы в нём помещалась пара костей. Дно стакана содержит полукруглый проём, ведущий только в один из отсеков, в то время как другой отсек закрыт. Хотя кажется, что крышка пришита к цилиндрической части, на деле она соединена поворотным пазом, позволяющим её повернуть.
Шулер кладёт обычные кости в открытый отсек. Под видом встряхивания стакана обеими руками, он незаметно поворачивает крышку на пол-оборота. Это закрывает отсек с обычными костями и открывает отсек с заготовленными (gaffed) костями. Те высыпаются на стол.
Позже шулер может повторить движение, чтобы вернуть квадратные (обычные) кости обратно в игру. Внутренность стакана полностью покрыта чёрной краской для маскировки — любой, кто заглянет внутрь, ничего не заметит.
Мошенничество с удваивающим кубиком (Doubling Cube Hustles)
Одним из факторов, сделавших нарды такой популярной азартной игрой в последние годы, стало введение удваивающего кубика. Суть в том, что в любой момент один из игроков может бросить вызов, перевернув удваивающий куб. Это заставляет соперника либо удвоить ставку, либо сдаться.
Поскольку шулер знает, что у него будет преимущество, ему выгодно повышать ставку настолько, насколько это возможно. Он позволит сопернику получить некоторое преимущество, чтобы у того появилось желание поднять ставку. В этот момент шулер переворачивает куб. Соперник, считая, что ситуация в его пользу, принимает вызов, не подозревая, что вскоре ситуация изменится.
В начале каждой партии оба игрока бросают по одной кости, чтобы определить, кто будет начинать. Принято, что если оба бросили одинаковое число, удваивающий кубик немедленно передаётся следующему игроку. Шулер может подождать, пока соперник бросит, а затем использовать контролируемую кость, чтобы обеспечить себе более высокое число, тем самым захватив право на удвоение ставки с самого начала.
Как предотвратить этот приём? Обеспечить, чтобы оба игрока бросали одновременно. Если вы разрешаете сопернику бросать первым, вы фактически открываете ему доступ к мошенничеству.