Сговоры в казино

Проблемы с контролем

Из всех видов мошенничества, которые могут быть направлены против игорного заведения, больше всего казино боятся тех, что связаны с сговором между игроками и персоналом казино с целью «обнести» заведение. Дилер мухлюет, чтобы помочь своему напарнику выиграть. Немногие посторонние осознают, что сложная система наблюдения в казино в первую очередь предназначена для контроля над собственными сотрудниками. Совет по контролю за азартными играми Невады и Отдел по обеспечению законности азартных игр в Нью-Джерси также прилагают усилия, чтобы выявлять такие формы мошенничества, отчасти потому, что эти сговоры, нанося вред доходам казино, также вредят доходам штата. Тем не менее, сговор остаётся постоянной проблемой в индустрии азартных игр.

Такие схемы могут варьироваться — от одного единственного дилера, сливающего игру, до целой команды, работающей на баккаре или крэпсе с сетью агентов (позиций, выдающих себя за игроков), а иногда с вовлечением административного персонала — таких как обслуживающие залы, пит-боссы и сменные менеджеры. Во многих случаях, когда сотрудник казино узнаёт, что его вот-вот уволят, он быстро организует мошенничество, чтобы унести как можно больше денег из казино перед увольнением. Не нужно и говорить, что чем выше по иерархии заговор, тем сложнее его раскрыть. О масштабе проблемы можно судить по тому, насколько редко казино удаётся раскрыть такое мошенничество: почти всегда в таких схемах участвуют свои, и почти единственный способ, каким власти узнают о заговоре — это если один из его участников решает стать осведомителем.

Ситуация усугубляется тем, что большинство казино предпочитает просто уволить подозреваемого в мошенничестве дилера, нежели добиваться уголовного преследования. Политика Совета по контролю за азартными играми Невады такова, что факт мошенничества с ловкостью рук должен быть зафиксирован тремя разными агентами в трёх отдельных случаях, чтобы дело считалось достаточно обоснованным для суда. Позволить мошенничеству продолжаться достаточно долго, чтобы набрать необходимое количество наблюдений, — это то, на что большинство казино идти не хочет.

Кроме того, опыт убедил многих руководителей казино, что присяжные не склонны симпатизировать доводам казино в подобных делах. По этой причине Совет по контролю чаще ограничивается отзывом лицензии или трудового разрешения у жулика, нежели пытается добиться уголовного обвинения.

Уголовное преследование также означает огласку. Большинство казино боятся, что их имя будет публично связано с мошенничеством, даже если мошенничал конкретный человек, а не само заведение. К сожалению, увольнение подозреваемого жулика по какой-либо другой причине решает проблему для одного казино, но даёт мошеннику возможность наняться в другое заведение, где он может продолжить ту же самую деятельность.

Хотя подобные схемы направлены в первую очередь на обман казино, они могут также затронуть и честных игроков. Казино ведут постоянную статистику по суммам, заработанным каждой сменой, каждым столом, каждой игрой и каждым дилером. Когда доходы падают ниже определённого уровня, руководство начинает подозревать возможность мошенничества. Конечно, прогнозы доходов гибкие, ведь казино подвержены краткосрочным колебаниям удачи. Поэтому, например, искусный дилер в блэкджек может уводить из казино большие суммы, не вызывая подозрений.

Однако если мошенническая схема масштабна и действует длительное время, дилер может начать обманывать честных игроков, чтобы поддерживать общий доход казино. Он помогает своему сообщнику выигрывать и одновременно делает так, чтобы другие игроки проигрывали. По сути, он работает как подставной игрок, чтобы помогать одному, не влияя на общую прибыль казино. Если вы игрок, этого одного факта уже достаточно, чтобы вы задумались о том, как работают эти схемы.

Standard Card Manipulation (Стандартные манипуляции с картами):

Самый прямой способ, которым нечестный дилер в блэкджеке может помочь своему сообщнику выиграть — это использовать те же приёмы манипуляции с картами, что применяются в подпольных казино для выигрыша в пользу заведения. Он может заглядывать в карты и раздавать «вторые» карты (deal seconds), чтобы дать партнёру нужную карту — или такую, которая приведёт к перебору у других. Или же он может «положить» колоду (flop the deck), как описано в Главе 3. Единственное отличие — он положит идеальную карту своему сообщнику, а не себе.

Чтобы предотвратить это, некоторые казино используют специальный лоток для сброса даже в играх с одной колодой, чтобы использованные карты не складывались в открытую вниз под колоду.

Ещё один приём, который можно использовать против казино, — это подмена карты в момент, когда её переворачивают на стол. В Главе 3 показано, как дилер может превратить проигрышную руку в выигрышную, переворачивая свою закрытую карту той же рукой, которой держит колоду, и одновременно подменяя закрытую карту на верхнюю карту колоды. Нечестный дилер, работающий с напарником, использует этот приём, когда его партнёр удваивает ставку.

Игрок может удвоить ставку, удвоив размер своей первоначальной ставки и согласившись получить только одну дополнительную карту. Первые две карты раздаются в открытую, следующая — в закрытую. Обычно игрок удваивает, когда у него, например, одиннадцать очков, надеясь получить десятку. Предположим, партнёр дилера получает пятёрку как карту при удвоении. Дилер разыграет свою руку в надежде, что партнёр переберёт и дилер всё равно выиграет.

Но если в итоге у дилера, например, восемнадцать очков, он посмотрит верхнюю карту колоды. Если это восьмёрка, девятка, десятка или туз — он заменит карту удвоения партнёра на эту карту, перевернув её, и даст партнёру выигрышную комбинацию: девятнадцать, двадцать или двадцать одно.

В Главе 3 я указывал, что по процедурам казино запрещено переворачивать свою закрытую карту той же рукой, которой держишь колоду — это нарушение, на которое в подпольных клубах закрывают глаза. Это не проблема для дилера, который работает в паре с сообщником. Обычно дилер должен использовать одну руку для сбора карт игроков и выплат ставок, а другую — для открытия своих карт. Таким образом, момент подмены карты прекрасно вписывается в его обычные действия.

(Как обойти надзор флормена):


Основным сдерживающим фактором для дилеров, желающих жульничать, считается контроль со стороны флормена (floorman — контролирующий менеджер зала). Однако каждому флормену обычно поручается от двух до четырёх столов блэкджека, и помимо этого он выполняет другие обязанности, например, оформление и учёт кредитов («markers»). В загруженные вечера он может тратить лишь незначительное время на наблюдение за игрой за каждым конкретным столом.

Теоретически, этот контроль всё равно должен работать, поскольку дилер никогда не знает, когда флормен наблюдает. Дилерам строго запрещено отводить глаза от стола. Дилер, который хоть на миг оглянется в «яму» (pit), может тут же лишиться работы. Таким образом, дилер в теории не знает, следят ли за ним. На практике же большинство из них отлично обучаются незаметно поглядывать себе под руку, чтобы заметить обувь флормена, если тот находится рядом.

Однако, если дилер работает в связке с напарником, всё упрощается. Напарник следит за флорменами и пит-боссами. Каждый раз, когда кто-то из них смотрит в сторону стола, агент подаёт сигнал — «поднимает флаг». Он показывает дилеру, что сейчас нельзя ничего предпринимать, потому что «жарко» (то есть наблюдают). Это может быть жест, например, тронуть фишки пальцами, когда нужно «остыть». Сам дилер также может смотреть на любого, кто, по его мнению, слишком внимательно наблюдает за игрой со стороны игроков (возможно, это представитель регулятора).

Когда агент наблюдает за ситуацией снаружи, а дилер контролирует происходящее внутри, жульничать становится гораздо безопаснее. Конечно, если дилер действительно опытный шулер, его действия будут незаметны даже при самом пристальном надзоре.

Иногда, когда игрок выигрывает в блэкджек слишком часто, флормен или пит-босс заменяет дилера другим. Некоторые игроки считают, что казино нарочно подменяет дилера на шулера, чтобы лишить их выигрыша. Обычно это не так. Действия пит-боссов чаще связаны с суеверием или подозрениями. Некоторые из них верят, что если убрать «неудачливого» дилера и поставить «горячего» (hot dealer), это остановит выигрышную полосу игрока.

Пит-босс также может подозревать, что первый дилер был в сговоре с игроком. Быстрейший способ устранить эту возможность — поставить нового дилера. Игрок боится, что новый дилер будет играть на стороне казино, а пит-босс боится, что старый дилер мог играть на стороне игрока. Парадоксально, но если игрок после смены дилера начнёт проигрывать, это подтвердит подозрения обеих сторон.

COOLERS (КУЛЕРЫ):


Самая разрушительная схема в блэкджеке, проводимая с участием внутренних сообщников — это подмена колоды, известная как «кулер». Такая подмена может проводиться даже в играх с одной колодой, но особенно прибыльна в играх с несколькими колодами, поскольку шулеры получают больше выигрышных рук из заранее подготовленной (stacked) колоды. Схема требует девяти человек и дилера. Семь участников садятся за стол, занимая все места. Один играет роль обычного зрителя, наблюдающего за игрой. Девятый — рядом, за соседним столом.

У одного из игроков заранее подготовленная колода спрятана под курткой — в кармане-слинге. С другой стороны куртки находится такой же пустой слинг. Когда дилер предлагает перерезать 4 или 6 колод, этот игрок подменяет колоды: одной рукой он вставляет пустой слинг, а другой достаёт кулер и передаёт его дилеру. Затем он немедленно покидает казино, унося улики. Его место тут же занимает сообщник, ранее игравший роль зрителя. С этого момента начинается «веселье»: кулер так «набит», чтобы дилер проигрывал. С семью игроками, обыгрывающими дилера в каждом раунде, выигрыши огромны — хватает всем.

Хотя подмена происходит очень быстро, она всё же не незаметна. Если флормен не участвует в схеме, его нужно отвлечь. Это делает сообщник, сидящий за соседним столом: он начинает ссору с дилером. Пока флормен подходит разбираться, в игру вводится кулер. Ещё одна слабость системы наблюдения — сотрудники, работающие «в небе» (то есть наблюдатели с камер), часто знакомы с другими сотрудниками казино. Когда нечестный дилер видит, что наблюдатель ушёл на перерыв или направился в безопасную зону (например, в кафе), он понимает, что можно действовать.

Кулер можно подменять не только в блэкджеке, но и в баккаре, где игра ведётся с восьмью перетасованными колодами. В таких случаях вся команда за столом состоит из сообщников. Известен случай в одном карибском казино: менеджер, в отчаянии от проигрыша, разрешил увеличить ставки на вторую половину колоды, надеясь отыграться. Это оказалось роковой ошибкой. Когда всё закончилось, казино потеряло половину миллиона долларов на одной «туфле». Казино обанкротилось вскоре после этого.

(Заготовка в баккаре):


Баккара — тоже хорошая игра для дилера, способного манипулировать картами. В баккаре разыгрываются только две руки за раунд: рука игрока и рука банка. До начала раздачи игроки делают ставки на то, какая из рук выиграет. Обычная сцена за столом в баккаре — игроки с ручками и блокнотами, которые ведут записи побед игрока и банка, в тщетной попытке предсказать будущее. Агент, работающий с дилером, будет притворяться, что делает то же самое. На деле же он записывает порядок 30 или 40 карт по мере их выхода.

Когда колоды тасуются для начала следующей «туфли», дилер применяет методы ложной тасовки (описанные в Главе 1), чтобы сохранить заготовленную последовательность (slug) карт в неизменном порядке. Карты могут быть перерезаны игроком — это не важно, пока заготовка в какой-то момент попадёт в игру.

По мере продвижения игры агент сверяет происходящее со своим списком. Как только он замечает, что карты начинают выходить в том же порядке, в котором он их записал, он понимает, что заготовка вошла в игру. Сверяясь со списком, он может предсказать, какие карты лягут в руку игрока, а какие — в руку банка, а значит — какая рука выиграет. Естественно, он ставит соответствующим образом. Те руки, что выпадают до начала заготовки, — мелкие и страховочные. Как только пошла нужная последовательность — он получает то же преимущество, что и при вводе кулера, но без риска разоблачения.

Обычно в такой схеме участвуют несколько игроков за столом — все они члены заговора. Работая в команде, они могут не терять деньги в ожидании появления заготовки. Пока один ставит на игрока, другой — на банк. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает — в целом потерь нет. Как только заготовка входит в игру, все делают крупные ставки на одну и ту же руку.

Такой подход позволяет избежать подозрений, которые могли бы возникнуть при стратегии: сначала делать мелкие ставки, а затем резко — крупные, все выигрышные. При командной игре все ставки в нужный момент становятся крупными одновременно.

(Мошенничество в покерных залах):


Ещё одна зона казино, особенно уязвимая для ловкого нечестного дилера — это покерные залы, какие имеются во многих казино Невады. В таких играх дилер от казино раздаёт и следит за игрой, но сам в ней не участвует — он не раздаёт себе карты. Казино получает прибыль, взимая процент с каждого банка. Игроки обычно считают, что жульничать никто не может, ведь игроки не тасуют и не раздают карты. Следовательно, и дилеру нет смысла мухлевать, ведь он не играет сам.

Однако, если дилер — опытный карточный механик, он может устроить очень прибыльную схему с одним из постоянных игроков. Он будет делать так, чтобы тот игрок выигрывал больше положенного, получая долю от его прибыли. Многие мошеннические техники тасовки и раздачи, описанные в Главе 1, могут быть применены и здесь. Более того, в покерном зале дилеру даже легче, чем шулеру в частной игре, потому что ему не нужно беспокоиться, что кто-то другой порежет карты. По правилам казино, дилер сам перерезает карты. Иными словами: он тасует, он режет, он раздаёт.

Кроме того, возможно из-за того, что у казино нет прямой финансовой заинтересованности в исходе игры, контроль за покером обычно слабее, чем за блэкджеком и другими «пит-играми». Это делает покерные залы особенно привлекательными для предприимчивых дилеров.

Хотя ловкость рук и жульничество со стороны сотрудников казино — это проблема, существует причина, почему она не столь распространена: очень немногие дилеры владеют нужными навыками. Обычный наблюдатель, глядя на то, как дилер ловко тасует и сдаёт карты, считает, что это требует невероятного мастерства и, следовательно, дилер наверняка может жульничать, если захочет. Но на деле это не так. Дилеры умеют хорошо тасовать и сдавать — ведь они делают это по 8 часов в день. Но раздача «вторых карт» или укладка колоды — это совсем другое.

Опытные шулеры чаще работают либо в подпольных казино, либо на частных играх. Самый быстрый способ для дилера потерять работу в казино — это если начальство заподозрит, что он умеет манипулировать картами. Им даже не нужно ловить его на месте — одного подозрения в навыке уже достаточно. Как будет видно дальше, самые распространённые способы шулерства среди дилеров проще в исполнении, хотя и не намного легче в обнаружении.

Отвод глаз

Самый простой способ, которым сотрудник казино может помочь напарнику — это просто «смотреть в другую сторону», пока тот жульничает. Например, шулер, работающий с кубиками, может подменить кости на “tops”, не беспокоясь, что боксмэн поднимет кубики для осмотра — если он заранее заплатил тому за «спокойствие». Такой боксмэн охотно возьмёт долю выигрыша в обмен на «душевное спокойствие».


Ставка после сигнала (Past Posting)

Игрок в рулетку, сговорившийся с дилером, может делать ставки post factum (то есть уже после выпадения шарика) и в результате почти гарантированно выигрывает. Главное — не делать этого в присутствии флормена (если, конечно, тот тоже не в доле).

В игре в кости (craps) дилер может помочь своему напарнику не только тем, что игнорирует его ставку после броска, но и тем, что физически заслоняет её от остальной команды крупье. Стол для крэпса делится на две зеркальные половины — с одним дилером на каждую, принимающим ставки. Между ними сидит боксмэн, который следит за одним дилером, а стикмэн — за другим. Иногда, при полной посадке, по два человека сидят на «боксе» — по одному на каждого дилера.

Нечестный дилер может посадить своего партнёра рядом, в углу стола. Когда стрелок выбрасывает «семь-аут» (то есть проигрыш), дилер должен собрать проигравшие ставки pass line до того, как выплатит выигрыши по don’t pass. В этот момент у напарника уже в руках кучка фишек. Пока дилер наклоняется, чтобы собрать ставки, его тело прикрывает движение руки напарника, который быстро ставит фишки на линию don’t pass. Единственный, кто может это заметить — сам дилер. После того, как он собрал ставки на линии pass, он выплачивает выигрыши по don’t pass, включая ставку своего напарника.

Крупнейшая из известных мне схем с past posting произошла несколько лет назад в казино Сан-Ремо в Италии. Примерно треть всех крупье участвовали в заговоре, позволяя напарникам ставить post factum в рулетке. Обман раскрыли, когда крупье стали настолько жадными, что прибыль казино упала более чем на 30%. В итоге более сорока крупье получили тюремные сроки.

(Счетчики карт):


Счётчики карт — это ещё один тип игроков, которые предпочитают оставаться незамеченными. Это профессиональные игроки в блэкджек, умеющие отслеживать каждую вышедшую карту, и таким образом определять, какие карты ещё остались в колоде. Благодаря отличному знанию математики, они используют эту информацию, чтобы варьировать размеры ставок и оптимизировать свои действия. Это даёт им математическое преимущество над казино.

Возможность менять ставку от руки к руке — ключ к успеху в счёте карт. Счётчик увеличивает ставку, если остаток колоды благоприятен (например, много десяток и тузов); и снижает, если шансы на победу малы. К сожалению, именно этот паттерн изменения ставок и выдаёт счётчика, привлекая внимание надзора и приводя к запрету на игру. Опытные счётчики стараются ограничивать разброс ставок, но это также ограничивает и прибыль.

Поскольку счётчик использует только интеллект и не совершает мошенничества, его действия формально честны. Однако счёт и мошенничество имеют две общие черты:

  1. Если играть достаточно долго, то можно быть уверенным в выигрыше;

  2. Если казино поймает — тебя выбросят за дверь.

Эти два фактора — уверенный выигрыш и риск быть изгнанным — побуждают некоторых счётчиков вступать в сговоры. Например, если флормен в блэкджеке вступает в сговор со счётчиком, он подсказывает ему, когда тот может прийти и за каким столом играть во время его смены.

Так как флормен — это сотрудник, ответственный за выявление счётчиков и их отстранение, игрок может свободно играть и делать крупные ставки без страха быть разоблачённым. Прибыль затем делится между игроком и флорменом. Эта схема стала настолько распространённой в последнее время, что иногда в неё оказываются вовлечены не только флормены, но и менеджеры более высокого уровня.

(Сигнализация о закрытой карте дилера):


В Главе IV мы уже видели, на что идут шулеры, чтобы узнать закрытую карту (hole card) дилера в блэкджеке. Они ищут дилеров, показывающих переднюю карту (front-loading), используют шпионские устройства (spooks), отражатели (glims), порошки (daub), надрезы на картах (nail nicks), перегибы (crimps). Однако всё становится гораздо проще, если дилер сам является напарником игрока. Это один из самых распространённых типов мошенничества, в котором участвуют сотрудники казино.

Разумеется, дилер может сообщить игроку свою закрытую карту только в том случае, если сам её видит. По правилам, дилер не имеет права заглядывать в свою закрытую карту до тех пор, пока игрок не закончил играть. Единственное исключение — когда у дилера на открытой карте туз или десятка. В этом случае он обязан проверить, нет ли у него «блэкджека» (натуральной 21), прежде чем игрок получит возможность действовать. Если у дилера действительно блэкджек, он выигрывает. Но если нет — то знание закрытой карты становится бесценным для игрока, так как позволяет правильно решить, как разыгрывать свою руку.

Правила блэкджека требуют, чтобы дилер добирал карты, пока не наберёт 17 или больше. Поэтому важно знать — имеет ли дилер «пасс» (17 и выше) или «жёсткую» руку (16 или меньше). Если у дилера 16 или меньше, он обязан добирать и, скорее всего, «переберёт». Если у дилера уже есть 17 и выше, игрок знает, что ему нужно добирать до хотя бы 17, чтобы иметь шанс на победу.

Но если у дилера жёсткая рука, игрок может даже на слабой своей комбинации предпочесть «стоять», потому что дилер, скорее всего, переберёт. Таким образом, знание — имеет ли дилер «пасс» или «жесткую» руку — позволяет игроку принимать решения, не рискуя делать «hit» наугад.

SIGNALING HOLE CARDS:


Разумеется, казино внимательно следят за тем, чтобы дилеры не подавали сигналов, и строго ограничивают действия, которые дилер может совершать за столом — отчасти для того, чтобы затруднить передачу сигналов. Во многих казино дилерам вообще запрещено разговаривать с игроками, если это не абсолютно необходимо. Однако, если всё, что нужно передать — это просто «пасс» у дилера или «жёсткая» рука, — у службы контроля почти нет способов это предотвратить или выявить.

Вот пример простой, но эффективной системы сигналов, которую использовал один дилер, о котором мне известно: когда он проверял свою закрытую карту, он поднимал внутренний край двух карт (лежащих спиной к спине) большим пальцем. Если у него была «жёсткая» рука (то есть 16 или меньше), он щёлкал кончиком карт по большому пальцу. Если у него была «пасс»-рука (17 и выше), он мягко опускал внутреннюю сторону карт обратно на стол. Это всего лишь один из бесконечного числа возможных жестов рукой или мимики, с помощью которых можно передать информацию.

Если вы когда-нибудь играли в блэкджек в Атлантик-Сити, вы могли заметить, что в отличие от казино Невады, там дилер не имеет права смотреть свою закрытую карту до окончания руки — даже если у него на открытой карте туз или десятка. Теперь вы знаете почему: это сделано именно для того, чтобы исключить возможность применения описанного метода мошенничества.

(Показывание верхней карты):


Хотя это и связано с несколько большим риском, нечестный дилер может ещё сильнее повысить шансы своего напарника на выигрыш, показывая ему верхнюю карту колоды (flashing the top card). Уверен, вы согласитесь, что играли бы в блэкджек гораздо успешнее, если бы дилер показывал вам верхнюю карту каждый раз перед тем, как вы решаете — взять ещё или остановиться. В таких условиях проиграть почти невозможно.

Существует два стандартных способа показать верхнюю карту напарнику. Оба рассчитаны на то, чтобы игрок краем глаза успел заметить внутренний угол карты, оставаясь при этом незаметным для флормена или питбосса, наблюдающих с противоположной стороны стола.

В первом методе дилер ставит большой палец на левый край верхней карты и немного приподнимает противоположный угол на долю секунды. Напомним, что дилеров обучают держать колоду наклонённой вверх — чтобы предотвратить считывание меток на рубашках карт. Но именно этот наклон помогает жулику: наклон делает угол карты видимым для напарника. Поскольку питбосс или флормен смотрят через плечо дилера, движение пальца и угол карты становятся практически невидимыми для них.

Важно помнить, что карта приподнимается всего на мгновение. Этого кратчайшего вспышечного показа достаточно для любого с хорошим зрением, чтобы понять, что за карта.

9. Нужно всего лишь мгновение, чтобы нечестный дилер в блэкджеке показал верхнюю карту своей колоды своему напарнику.

Во втором методе угол верхней карты не сдвигается, а приподнимается. Указательный палец руки, держащей колоду, на мгновение подводится под внешний правый угол верхней карты, так что уголок поднимается вверх, и игрок может его увидеть. Снова стоит отметить, что со стороны питбосса всё выглядит совершенно нормально. Это также незаметно и для камеры наблюдения, установленной в потолке и направленной прямо вниз на стол.

Показ верхней карты чаще всего выполняется, когда за столом нет других игроков, кроме напарника дилера. Однако я видел, как это делалось и при полном столе — и ни один из других игроков не понял, что происходит. Это довольно легко, если напарник сидит на позиции third base (последний игрок слева от дилера, непосредственно перед его действием).

(Шулерские башмаки и меченые карты):


Казино может предпринять только одну реальную меру предосторожности против показа верхней карты — это раздача карт из башмака (shoe). Напомним, что башмак — это коробка для раздачи, используемая в блэкджеке при игре несколькими перетасованными колодами.

Однако, где есть воля — там есть и способ. В 1975 году в одном казино Невады был обнаружен сложно модифицированный шулерский башмак. Башмаки всегда устроены так, что внутренняя часть наклонена вниз к переднему краю, чтобы карты непрерывно скользили к отверстию для раздачи. Это создает зазор между наклонным внутренним дном башмака и плоским внешним основанием. Именно в этот зазор была встроена мошенническая конструкция.

В основании башмака находилась сложная система из призм, линз, зеркал и крошечных лампочек. Когда лампы загорались, они отражали внутренний угол верхней карты через крошечное окошко в нижнем заднем углу башмака. Это окно было видно только с позиции first base (первый игрок слева от дилера). Когда лампочки были выключены, башмак выглядел совершенно обычным — как чёрная пластиковая коробка.

Лампочки можно было включить с помощью электронного передатчика, спрятанного у игрока. Устроившись на позиции first base и включив передатчик в нужный момент, шулер видел, какая карта сейчас сверху — почти так же точно, как если бы дилер просто показал её.

Это давало шулеру то же преимущество, что и при flashing top card в игре с одной колодой.

Хотя по данному делу не было произведено никаких арестов, очевидно, что заговор включал участие одного или нескольких сотрудников казино на управленческом уровне, которые и пронесли шулерский башмак в игру, а также одного или нескольких агентов, игравших за столом. Единственная причина, по которой этот шулерский башмак был обнаружен, заключалась в том, что питбосс поднял одновременно два башмака — по одному в каждую руку — и заметил, что один из них ощутимо тяжелее другого.

С учётом современных технологических возможностей сегодня можно изготавливать гораздо более лёгкие версии подобных устройств.

Вместо того чтобы подсовывать шулерский башмак, исполнитель схемы в казино может внедрить меченые карты. Если ему удастся перемешать специальные карты с теми, что используются в казино, агент сможет считывать закрытую карту дилера. Если игра ведётся из башмака, метки размещаются так, чтобы их можно было увидеть через прорезь в передней части башмака. Агент тогда будет видеть и закрытую карту дилера, и верхнюю карту, прежде чем примет решение — брать ещё или нет.

Пример того, насколько прибыльна может быть такая схема: когда пару лет назад одно крупное казино на севере Невады оказалось жертвой подобного мошенничества, было подсчитано, что игрок успел вывести из заведения более ста тысяч долларов, прежде чем его разоблачили. Когда дело дошло до суда, связанная с ним огласка вызвала падение стоимости акций казино, что ещё раз показывает, почему многие казино предпочитают не доводить такие дела до уголовного преследования.

(Кража):

С учётом огромных сумм денег — как в фишках, так и в наличных, — которые постоянно проходят через руки дилеров и других сотрудников казино, вполне естественно, что некоторые будут искушены оставить себе часть из этого. Конечно, воровство сотрудников — это проблема, существующая по всей Америке. Но в казино есть особенности, которые усугубляют её.

В большинстве других бизнесов существуют инвентаризация и процедуры учёта, которые гарантируют, что кража рано или поздно будет обнаружена и её можно будет проследить. В казино же всё иначе. Дилер, сумевший вынести несколько фишек по 100 долларов и обналичить их через друга, знает, что у управления нет никакого способа даже узнать, что кража вообще имела место.

Единственный способ поймать ворующего дилера — застать его с поличным. А если поймали — остаётся только догадываться, сколько он украл до этого.

Исследования показывают, что кража у сотрудников часто является реакцией на чувство фрустрации и бессилия. Если это так, казино — идеальная цель. Дилеры работают в условиях жёстко ограниченных правил, без инициативы. Эту работу часто называют «самой высокооплачиваемой конвейерной работой в Америке». Поскольку дилеры не состоят в профсоюзах, у них нет ни стабильности, ни прав. Они подвергаются давлению, оскорблениям и травле со стороны начальства, которое винит их за любые потери казино. Для некоторых кража становится формой тайной мести — актом саботажа.

Руководство казино прекрасно осознаёт опасность краж со стороны дилеров. Поэтому в их рабочих процедурах масса требований, направленных на предотвращение воровства. Если вы когда-либо играли в казино, то, возможно, замечали, как перед уходом со смены дилер должен хлопнуть себя по рукам (или «обтрусить ладони»), а затем показать их открытыми на секунду. Это делается для того, чтобы камеры наблюдения и надзорный персонал убедились — у него ничего не спрятано в ладонях.

(Спрятанные карманы и кража фишек дилерами):


Форма дилеров в казино также разрабатывается с учётом требований безопасности. В разных казино дилеры носят разные типы галстуков: в одних — бабочки, в других — обычные завязываемые галстуки, а в некоторых — очень узкие. Один стиль, который вы никогда не увидите на дилере — это обычный широкий деловой галстук. Причина проста: такой галстук достаточно широкий, чтобы в нём можно было спрятать фишку.

Старая схема кражи заключалась в том, чтобы в заднюю часть галстука вшить потайной карман, и при движении, например, когда дилер якобы «поправляет галстук», он просовывал зажатую в ладони фишку в этот карман. Такой потайной карман назывался sub.

По этой же причине большинство казино запрещают дилерам носить рубашки с французскими манжетами — слишком легко спрятать в манжету стодолларовую фишку.

Другой элемент формы дилера — фартук, который надевается спереди. Изначально он был задуман как защита от истирания брюк о край стола. Но настоящая причина, почему казино требуют носить фартуки — это препятствие доступу к карманам брюк и, соответственно, к краже.

Ирония в том, что фартук, призванный предотвращать кражи, стал частым инструментом их совершения.

Поскольку фартук постоянно задевает край стола, он регулярно сбивается с места и требует поправки. Особенно это касается дилеров, работающих на крэпсе — им приходится тянуться через весь стол. Если у дилера фишка зажата в основании большого пальца, он может легко бросить её в карман в момент, когда поправляет фартук.

Именно это движение — «вставить большой палец в фартук» — чаще всего используется для того, чтобы незаметно проскользнуть фишку в sub или другой карман. Из этого становится понятно, насколько просто, например, засунуть фишку в галстук, когда ты «всего лишь его поправляешь».

Некоторые казино отреагировали на метод с поправкой фартука, потребовав, чтобы карманы на брюках дилеров были зашиты. Но и на это у жуликов есть ответ: они просто превращают сам фартук в тайник. Берутся два фартука, сшиваются по бокам, но верх оставляется открытым. Такой двойной фартук выглядит как обычный, но на самом деле это мешок, куда можно бросать фишки, поправляя одежду. В шумном зале звук падающей фишки, ударяющейся о другие внутри мешка, практически не слышен.

Альтернативой двойному фартуку является схема с трусами с карманом (pants sub). Дилер надевает две пары нижнего белья, одну в другую, сшивая их по нижнему краю. При надевании он заправляет рубашку между этими слоями. Внутренняя часть трусов сшивается с внутренней стороной брюк на липучках. Когда во время работы дилер «поправляет брюки», он просовывает зажатую в пальцах фишку в waistband (пояс) и отпускает её — она падает внутрь трусов. Ей некуда больше деваться.

Некоторые дилеры добавляют упругую металлическую планку к передней части пояса — чтобы создать дополнительный зазор, в который легче бросать фишки. Так, если дилер в игре с одной колодой прячет фишку под стол, прижавшись животом к его краю, он может незаметно сбросить фишку в “pants sub”.

Если дилер жадничает и прячет слишком много — ходить становится неудобно. Но оно того стоит.

Мне известны дилеры из Невады, которым удалось удвоить свою зарплату за счёт краж фишек, действуя осторожно в течение долгого времени — и так ни разу не попавшись. При этом, американские дилеры выглядят почти скромно по сравнению с европейскими. Так, в 1978 году во Франции было арестовано двадцать дилеров из казино в Ницце — за кражу более 4,5 миллионов долларов в фишках. Следователи подсчитали, что только один из них крал со скоростью четыре тысячи долларов в месяц.

(БОКСМЕН):


Хитроумный дилер имеет множество возможностей для кражи фишек, но это ничто по сравнению с тем, какие возможности открываются перед боксменом в игре в крэпс.

Боксмен — это тот, кто сидит по центру стола для крэпса и наблюдает за игрой. Его обязанности включают: менять деньги игрокам, выдавать фишки, следить за их остатками, а также отслеживать любые нарушения. Другими словами, он не раздаёт карты, а только работает с деньгами и наблюдает за всеми. Он — единственный из команды крэпса, кто одет в деловой костюм.

Поскольку на него не распространяются требования к форме дилеров, он может, например, использовать широкий галстук с карманом, класть фишки в внутренний карман пиджака или даже — в боковую сумку, размещённую внутри пиджака. Зацепившись рукой за край ограждения стола, он может одной рукой опустить внутрь куртки целую стопку фишек.

Кража фишек требует нервов. Один боксмен в казино в центре Лас-Вегаса не только попался, но и продемонстрировал ещё большую дерзость в зале суда: обвиняемый в хищении, он утверждал, что не виновен, потому что фишки казино не являются законным платёжным средством. Иными словами — он не крал деньги, а всего лишь пластиковые кружочки. Суд не принял этот аргумент.

Один из самых вопиющих случаев кражи фишек, с которыми я сталкивался, тоже был связан с боксменом. Я прилетел в одно карибское казино, чтобы провести семинар по игровой безопасности. Поскольку место было живописным, я взял с собой свою девушку. Мы прилетели заранее, чтобы провести пару дней на пляже. Вечером я осмотрел казино — столы по крэпсу уже были закрыты. Я спросил, можно ли мне показать видеозаписи с крэпса за предыдущую неделю.

На следующее утро мне в номер установили видеомагнитофон и выдали случайную запись крэпса, сделанную за неделю до этого с одной из скрытых камер в потолке.

Когда принесли завтрак, я устроился перед телевизором, наслаждаясь едой, пока моя девушка сидела рядом. Я не смотрел особо внимательно, ведь не искал ничего конкретного — просто хотел понять, как устроен процесс на этом объекте. Я знал, что эта запись уже ранее просматривалась службой безопасности самого казино.

Вскоре я заметил, что боксмен тревожно часто возился с фишками дольше, чем требовалось. Сразу после одной такой сцены он держал одну руку в расслабленном, чуть согнутом положении — как будто что-то прятал. Признаю, такое положение рук может быть просто привычкой — даже у людей, у которых в руке ничего нет. Но тот факт, что рука оставалась такой в течение нескольких минут, вызвал у меня беспокойство.

Руки двигались естественно, невинно. Иногда он скрещивал руки, потом складывал их за спиной. Но всё это время пальцы были чуть согнуты, и открытая ладонь ни разу не попала в кадр камеры. Я уже забыл про завтрак и наклонился ближе к экрану.

В какой-то момент он опёрся локтем о перила, подперев голову рукой. И тогда это произошло: из этой сомкнутой руки он поместил фишку себе в рот, с той же непринуждённостью, с какой кто-то ест картофельный чипс. Прятать фишки в рот — это стандартный приём среди воров-дилеров. Обычно фишка зажимается между двумя средними пальцами и просовывается в рот при движении рукой к носу или во время притворного зевка.

Но этот случай не был таким тонким. Он просто взял фишку и всунул её себе в рот, точно так же, как я за несколько минут до этого отправил в рот кусочек маффина с маслом.

Повторный просмотр записи лишь подтвердил увиденное — уже первого раза было достаточно, чтобы убедить руководство казино.

В предыдущие вечера я с девушкой привык гулять по пляжу после ужина. Но в тот вечер, когда я предложил снова выйти на прогулку, она отказалась, пошутив, что не хочет встретить выброшенное на берег тело боксмена.

Что делает такие схемы заговора особенно серьёзными — это то, что дилер или боксмен не может сам обналичить фишки. Ему нужно лицо, которое под видом обычного посетителя казино сдает фишки на кассе и возвращает ему часть суммы. Иногда это лицо даже получает процент от суммы. В некоторых случаях таких «помощников» официально оформляют, платят им завышенную зарплату — и через неё отмывают прибыль от краж.

Переплата:


Предположим, что у дилера в блэкджеке есть напарник, играющий за его столом вместе с другими игроками. Допустим, этот напарник поставил 8 фишек и выиграл. А игрок слева от него тоже поставил 8 фишек, но проиграл.

По правилам казино, дилер должен собрать проигравшую ставку, положить её в кассу (check rack), а затем «разбить» выигрышную ставку (разделить её на небольшие стопки, чтобы было проще пересчитать) и выдать выплату.

Но если дилер хочет переплатить своему напарнику, он действует так:

Когда он собирает фишки проигравшего, он делает вид, что кладёт их все в кассу. На деле же он оставляет три фишки в руке, спрятав их между согнутыми пальцами (приём palm). Потом той же рукой он тянется к выигрышной ставке напарника, чтобы «разбить» её перед выплатой. И в этот момент он незаметно добавляет спрятанные фишки в выигрышную ставку.

В результате ставка кажется равной 11 фишкам, и дилер выплачивает за неё 11 фишек. Таким образом, у напарника теперь 22 фишки, хотя должен был получить всего 16. Казино теряет 6 фишек: три были добавлены к ставке, и три — к выплате.

Эту схему практически невозможно заметить с камер («eye in the sky»). Единственный шанс — если флормен в этот момент смотрит прямо на руку дилера. Поэтому именно агент должен следить за обстановкой: как только надзор активен, он подаёт сигнал (флаг), и дилер не совершает манипуляцию.

Фишечные стаканы:


Без сомнения, самая сложная и изобретательная техника кражи фишек — это использование chip cup (чашки-фишки). Это полый металлический цилиндр, закрытый сверху и открытый снизу, выполненный так, чтобы выглядеть как стопка из четырёх пятиминутных (5$) фишек. Внутри него достаточно места, чтобы туда помещались четыре настоящие четвертные фишки (по 25$). Сверху приклеена настоящая пятиминутка. Таким образом, такая «стопка» — просто пустая оболочка, но в ней недолго будет пусто.

За столом в крэпс агент кладёт на линию pass line якобы 25 долларов — то есть 5 пятиминутных фишек. Но на деле он ставит именно шулерскую чашку. Если ставка выигрывает — всё хорошо. Если проигрывает — дилер, находящийся в сговоре, забирает ставку.

При этом дилер следует стандартной процедуре: собирает все проигравшие ставки в две горки (по одной в каждую руку), а потом возвращается к своему «банку» и разбивает фишки по номиналу. Допустим, рядом со стаканом была настоящая ставка в 25 долларов. Когда дилер собирает фишки, он кладёт фальшивую чашку в «четвертной» отсек. В итоге четыре настоящих фишки по 25$ исчезают внутрь стакана, а дилер мысленно помечает, что в этой стопке находится обман.

Позже агент просит разменять ему 25-долларовую фишку, бросая её дилеру. Дилер возвращает ему ту самую фальшивую стопку, якобы из пяти пятиминутных фишек — но теперь внутри неё находятся четыре настоящих по 25$.

Агент кладёт стакан себе в карман, а спустя пару мгновений достаёт его обратно, оставив четвертные фишки позади. Затем он снова делает ставку тем же стаканом, и всё начинается заново.

В одной такой короткой операции шулеры зарабатывают 100 долларов. Иногда они могут использовать и 100-долларовые фишки — тогда доход ещё выше. Поскольку этот трюк можно повторять каждые несколько минут, за вечер можно вынести огромные суммы.

Ирония в том, что схема работает именно при проигрыше: чем чаще агент проигрывает, тем чаще стакан возвращается от дилера к игроку, и тем больше прибыли они получают.

Больше всего фишек таким способом было украдено в Лас-Вегасе примерно 10 лет назад, когда слаженная преступная группа провела серию таких операций в разных казино. Совет по контролю штата Невада оценил общий ущерб от этих операций в 300–400 тысяч долларов.

(Кражи в покерных залах):


Кража фишек со стороны дилеров — проблема не только в основном зале казино, но и в покерных залах. Поскольку дилер не участвует в ставках, казино получает прибыль, удерживая процент с каждого банка (rake). Дилер собирает «долю казино» и кладёт её в drop slot перед собой. Прямо за этим отверстием находится кассовый лоток (check rack), из которого дилер раздаёт сдачу игрокам.

Некоторые жуликоватые дилеры, вместо того чтобы опустить долю казино в drop slot, протаскивают фишки мимо отверстия и возвращают их обратно в check rack. Сделать это несложно, ведь большинство игроков не следят за процессом rake.

В результате кассовый лоток оказывается переполненным — там больше фишек, чем должно быть. Когда по смене приходит shift boss (если он в доле), он пересчитывает rack, забирает излишек и отдаёт долю дилеру позже. Такие схемы обычно вовлекают нескольких дилеров и сменного начальника.

Иногда схема вредит и игрокам, особенно если дилер берёт слишком большую долю из банка, чтобы увеличить свой доход или общую прибыль схемы. Те, кто играл в покер в казино Невады, знают: rake происходит так быстро, что невозможно понять, сколько процентов дилер берёт.

Пример: около десяти лет назад покерный дилер в Лас-Вегасе провернул эту схему в одиночку, без помощи сменного менеджера. Значит, он должен был сам прятать украденное.

Он забирал серебряные доллары и прятал их в свои ковбойские сапоги. После особенно удачной смены он встал, чтобы уйти в перерыв — и вдруг понял, что не может оторвать ноги от пола! Его ботинки были так утяжелены, что он был буквально приклеен к полу. Менеджер потребовал снять обувь. Внутри оказалось более двухсот серебряных долларов.

(Мошенничество с игровыми автоматами):


Одна из схем, близких к краже и переплате — это установка джекпотов сотрудниками игровых автоматов для своих сообщников. Механики, обслуживающие игровые автоматы, регулярно открывают машины для ремонта, что даёт им возможность устанавливать выигрышные комбинации на барабанах, запускающие выплату.

Шанс на успех выше, если выплата будет отложенной и не произойдёт сразу после вмешательства техника. Один из способов это реализовать — использовать ледяной кубик.

После открытия автомата техник вставляет монету и дёргает ручку. Затем он вклинивает ледяной кубик в маховик механизма, отвечающего за остановку барабанов. Это останавливает барабаны и позволяет им свободно двигаться. Затем техник выстраивает выигрышную комбинацию, закрывает автомат и уходит. Позже появляется сообщник, запускает соседний автомат, а потом — «жертвенный» автомат. Когда кубик льда тает, барабаны начинают вращаться и выпадают заранее выставленные символы. Агент получает джекпот.


Ещё одна простая, но прибыльная схема с игровыми автоматами — это завышение суммы джекпота.

Когда игрок выигрывает крупную сумму, автомат выдаёт только часть выигрыша, остальное оформляется через «чековую квитанцию», подписываемую сменным менеджером, который утверждает выплату.

Предположим, девушка выигрывает 500 долларов, а сменный менеджер и кассир — в сговоре. Они записывают сумму как 1000 долларов, выдают ей её честные 500, а остальные делят между собой. Игрок обычно не знает реальной суммы, особенно если чек не показывается. Если это — семейная пара, то они даже не имеют права играть на одном автомате, так что и сверить информацию нельзя.

Таким образом, даже простая переплата превращается в сговор — часто между кассиром и менеджером, особенно в отношениях (например, парень-девушка), что делает такую схему ещё менее подозрительной.

Дело казино Stardust:


Если вы думаете, что мошенничество с игровыми автоматами — это «мелкие шалости», обратите внимание на аферу, раскрытую в 1976 году в отеле Stardust агентами Отдела аудита Контрольного совета по азартным играм штата Невада.

Схема, действовавшая полтора года, принесла злоумышленникам, по оценке, семь миллионов долларов до момента разоблачения.


Как это работало:

Монеты из игровых автоматов не пересчитываются поштучно — их взвешивают на специальных весах, которые автоматически пересчитывают вес в долларовый эквивалент. Мошенники модифицировали весы, чтобы те отображали только две трети реального веса. Таким образом, одна из каждых трёх монет шла в карман мошенникам.

Доход аферы составлял в среднем 10 000 долларов в день — это очень много монет, особенно четвертаков, чтобы незаметно выносить их из казино.

Как решить логистическую проблему? Очень просто — они создали на игровом зале специальную будку обмена, где якобы можно было менять деньги без необходимости идти в основную кассу казино. Кассиры слотов направлялись в эту будку каждый раз, когда им нужно было поменять наличные на монеты. Им говорили, что это быстрее, чем идти в кассу. На самом же деле монеты из этой будки шли прямиком в карманы преступников, а не в казначейство казино.


Что выяснило расследование:

Оказалось, что схема охватывала ещё три других казино, которыми владела та же корпорация, что и Stardust. В заговор было вовлечено по меньшей мере девять сотрудников, включая бывшего менеджера слотов, который позже сбежал в Мексику.

Позже стало известно из прослушки ФБР, что доходы от этой схемы поступали в карманы мафиозной семьи из Канзас-Сити, которая, как оказалось, и руководила всей операцией.